23 ноября 2011 года на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций был опубликован Приказ Минкомсвязи РФ от 2 сентября 2011 г. N 221 "Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения". 28 ноября 2011 года РАСПО подготовила открытое письмо Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О.Щеголеву с просьбой принять меры по неотложной доработке этого Приказа. В письме содержалась просьба доработать документ, в котором участники ассоциации обнаружили ряд недостатков. Ответ на это письмо опубликован на сайте РАСПО. К сожалению, наши замечания и предложения не были приняты. Министерство в своем ответе подчеркивает, что План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.12.2010 №2299-р, не является нормативным документом. Но чем тогда является Распоряжение Правительства, если в его III разделе, озаглавленном "Мероприятия по организационному обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения", пунктом под номером 20 впрямую предписано Минкомсвязи во 2 кв. сего года "разработать ведомственные планы перехода на использование свободного программного обеспечения"? Ведь совершенно очевидно, что обсуждаемый Приказ Минкомсвязи этому предписанию совершенно не соответствует. И следует пересматривать либо Распоряжение Правительства, либо Приказ Минкомсвязи. Если Распоряжение Правительства не принимается во внимание при подготовке профильных документов основным ведомством, отвечающим за развитие информационных технологий в России, возникает закономерный вопрос - нужно ли тогда было это распоряжение? И если не Распоряжениями Правительства, то чем же тогда должно руководствоваться министерство, регламентируя используемые в своей деятельности форматы? Вызывает сожаление тот факт, что Министерство связи и массовых коммуникаций, которое должно реализовывать План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения, не видит необходимости вносить изменения в приказ №221. Согласно полученному нами ответу, второй абзац п.12 Приказа допускает использование иных форматов файлов. По логике ответа, это означает, что в системах электронного документооборота могут использоваться любые форматы файлов, только поддержка одних является обязательной, а судьбу других должна решить "невидимая рука рынка". Упование Минкомсвязи на второе выглядит странным, поскольку сегодня совершенно очевидно, что переоценка этого фактора в 90-е годы создало множество проблем, решения которых не найдено до сих пор. Неужели государственное учреждение таким образом решило открыто продемонстрировать свою приверженность либеральной рыночной модели, показавшей на практике свою несостоятельность? Или следует говорить о неверии Минкомсвязи в реалистичность Плана перехода, о чем свидетельствует отсутствие свободного формата в числе обязательно поддерживаемых? В любом случае, даваемый в письме г-на И. Массуха сигнал СПО сообществу однозначен: если даже профильное Министерство игнорирует распоряжение Правительства и нормативно закрепляет использование только проприетарного ПО, то общемировая тенденция перехода с свободному программному обеспечению не находит в России понимания среди высокопоставленных чиновников этого ведомства. Тогда становится понятно, почему в п.12 Приказа явно указаны проприетарные форматы, не входящие в ГОСТ, но не указаны открытые, на которые ГОСТ имеется. И тогда действительно невозможно ожидать логичности самого Приказа, соответствия его Распоряжению Правительства и вообще рабочего подхода к обсуждению корректировки таких документов. Экспертное сообщество считает, что Распоряжение №2299-р является основополагающим стратегическим документом, регламентирующим деятельность ФОИВ в сфере СПО. Его появление уже дало серьезный толчок развитию рынка СПО в России. Хотелось бы все же надеяться, что ситуация изменится к лучшему, руководство Минкомсвязи будет более корректно трактовать дух и букву распоряжений Правительства, и внесет соответствующие изменения в обсуждаемый Приказ.